понедельник, 21 сентября 2009 г.

Методика преподавания Хапкидо детям 7-9 лет.

В последнее время, мы наблюдаем устойчивую тенденцию омоложения состава, людей занимающихся боевыми искусствами. Достаточно давно существуют и работают детские группы Дзю Дзютсу, Айкидо, Тхэквондо, Каратэ и других видов единоборств. Возраст детей, с которыми начинают занятия в таких секциях 7 лет и совпадают с началом обучения в школе. Планируя занятия с детьми этого возраста необходимо понимать особенности развития детей этого возраста.
Вчерашний ребенок становится школьником. В этот период физические нагрузки увеличиваются и становятся качественно иными. Семь лет — возраст, когда увеличиваются физические и психологические нагрузки на ребёнка, перестраивается организм. Реакция детей на жизненные изменения индивидуальна. Некоторые дети быстро адаптируются, втягиваются в изменившийся процесс без проблем, другие дети с трудом воспринимают изменившиеся обстоятельства. Различны и анатомические изменения. В этот период один ребенок может резко вытянуться, другой, наоборот, замедляется или останавливается в росте.
К 7-8 годам совершенствуются основные двигательные навыки бег, ходьба, прыжки становятся точнее, координированее, целенаправленнее. У детей появляется интерес к результатам своих усилий, к достижению поставленных целей. Происходящий процесс не равномерен. Мышцы рук, туловища и спины заметно отстают от развития мышц ног. Не закончено еще формирование костно-мышечной системы, «отвечающей» за стабильное положение тела. Проявляется неустойчивость в психической сфере. В семилетнем возрасте часто отмечаются раздражительность, утомляемость, неровность в поведении, немотивированные вспышки агрессии, обидчивость, обостренное самолюбие. Восприятие и мышление становятся более реалистичными, освобождаются от «засилья» эмоций, от господства воображения. К 7-8 годам дети уже начинают соотносить свои потребности с интересами и желаниями товарищей. Правда, степень социального развития может быть весьма разной. Ребята, посещавшие детский сад, обычно уже обладают какими-то навыками общения, организованности и дисциплины; у тех же, кто воспитывался дома, а тем более мало общался со сверстниками, социальный опыт весьма невелик, и им труднее привыкать к школьным требованиям.
В начале учебного года выносливость ребенка снижается, а в конце года увеличивается. Резкие перемены воспринимаются многими детьми нелегко, процесс адаптации требует от них огромных усилий, который далеко не всегда проходит безболезненно. До школы жизнь ребенка шла по определенному расписанию. Теперь это расписание меняется. Появились школьные занятия и посещение дополнительных занятий. В том числе и секции восточных единоборств. Часто родители ставят задачу занятий ребёнка в секции восточных единоборств лишь в том, чтобы ребенок «не терял времени попусту».
У детей, с раннего возраста приобщенных к занятиям физкультурой, лучше развиваются и укрепляются нервная система, костная и мышечная ткани, связочный аппарат. Двигательная активность улучшает также работу внутренних органов. Под влиянием упражнений расширяется и становится подвижнее грудная клетка, увеличивается объем легких, улучшается газообмен, кровообращение, укрепляется сердечная мышца, ее сокращения становятся реже, но мощнее. Физические упражнения развивают внимание и память, такие важные качества, как дисциплинированность, настойчивость и точность.
Активный отдых — это смена видов деятельности и нагрузок. После четырех часов, проведенных за школьной партой, малышу, прежде всего, необходимы движения, физическая активность. Занятия в секции Хапкидо с успехом решают эту задачу. Перед началом занятий в секции Хапкидо необходимо пройти обследование и консультации у врача. Далее медосмотр нужно проходить каждые полгода.
На первую тренировку родители должны прийти вместе с ребенком, чтобы оценить детский коллектив, условия зала, профессионализм тренера. Одновозрастной состав группы, положительные отзывы родителей, чистота, проветриваемость, оборудование зала мягким покрытием и инвентарём, освещение зала, наличие раздевалок, туалетов и душа являются неотъемлемыми требованиями к проведению занятий Хапкидо. Наличие высшего педагогического или физкультурного образования, международное сертифицирование на степнь Дан, членство в региональной организации Хапкидо, является показателями профессионализма тренера и его ответственность перед учениками.
Важным моментом при начале занятий в секции Хапкидо является сотрудничество между тренером и родителями юного спортсмена. Тренеру необходимо предоставить родителям информацию об избранном виде единоборств, о личном опыте преподавания, провести беседу о правилах поведения в зале и соблюдении техники безопасности, рассказать о контроле родителями здоровья ребёнка после участия в тренировках. При тревожных симптомах (ухудшение аппетита, потери веса, неспокойный сон, чрезмерное возбуждение или, наоборот вялая апатия) необходимо сообщить тренеру и проконсультироваться с врачом.
Учитывая, перечисленные условия, на начальном этапе обучения детей Хапкидо, используются средства:

- широкий выбор обучающих общеразвивающих физических упражнений;
- упражнения для развития активной и пассивной гибкости;
- беговые и прыжковые упражнения;
- игры, использующие элементы противостояния или единоборства;
-простые акробатические упражнения.

На первом году обучения Хапкидо детей младшего возраста использование техники Хапкидо ограниченно такими действиями:

-махи ногами;
-начальные акробатические упражнения;
-обучение видам захватов;
- освобождение от захватов, раздел пхэги суль, без использования ударов.

Мотивация для занятий Хапкидо детьми младшего возраста, поддерживается, используя:

- обучение правилам поведения и традициям зала;
- правилами ношения униформы Хапкидо Добок;
- умением завязывать пояс;
- различные виды соревнований по физической подготовке и освоению новых координационных действий;
- спортивные игры и эстафеты;
- проведение спортивных праздников, совместно с родителями;

Продолжительность и периодизация занятий в недельном цикле:

- группа 1-го года обучения – 3 раза в неделю по 60 минут.
-группа 2-го и 3-го года обучения – 3 раза в неделю по 90 минут.

Для контроля полученных знаний и повышения уровня конкуренции внутри группы в конце первого учебного года возможно проведение экзамена на детский белый пояс 9 Куп. В качестве подготовки к этому экзамену, возможно проведение экзаменов на право ношения униформы Хапкидо Добок, Эмблемы клуба и т.д.

На втором и третьем годах обучения этапа физической подготовки с изучением элементов Хапкидо необходимо вводить в программу тренировок более сложные технические элементы из аттестационной программы 8-6 Куп Ассоциации Хапкидо Украины. Большее внимание уделять гармоничному развитию общей физической подготовки (до 80 процентов общего времени) и координации и правильности выполнения технических действий. Участие в аттестационных экзаменах не чаще одного раза в год.