четверг, 29 марта 2012 г.

Обучение инерционно-болевым броскам

Самым спорным и самым обсуждаемым разделом в технике Хапкидо, являются инерционо-болевые броски. Внешняя легкость, с которой они выполняются, завораживает и создает впечатление "игры в поддавки". Травмаопасность для того, против кого применилась эта техника велика. Первая попытка их выполнения оказывается сложной и практически невыполнимой. Эта сложность ставит под сомнение, вообще возможность их выполнения. То, что вызывает сомнение в применимости, зачастую многими практиками отбрасывается в сторону. И зачастую, подвергается критике. Достаточно долго, я относился к инерционно-болевым броскам, как к декоративному элементу. Который, иногда, ситуационно, может быть, когда-нибудь, где-нибудь да пригодится. Сейчас, отношегние к этим техникам изменилось в лучшую сторону. Как и любая другая техника, этот раздел имеет свое место для применения и методику обучения и совершенствования.

В начале изучаются основные рычаги и способы болевого воздействия на лучезапястный, локтевой и плечевой суставы. Затем, проходы под рукой, загибы и узлы руки. Потом, выкручивания запястья и локтя,псособы страховок падением. Совместно с этим, изучаются способы воздействия на центр тяжести, выведения из равновесия, принципы взаимодействия с атакой с помощью шагов. В Хапкидо, это соответствует изучению раздела освобождения от разных вариантов захватов за предплечье с помощью болевых приемов. Методически, достаточно удобно, изучать данные техники при длинном захвате за руки, практически без напряжения и сопротивления атакующего. Хотя тактически, нет особой необходимости в таком большом количестве разнообразных техник, для обучения защите от достаточно редко встречаемого атакующего действия.
Параллельно, происходит обучение простым броскам опрокидыванием,броскам наклоном, правильному падению с самостраховкой. Во время обучению броскам, происходит обучение выведению из равновесия с помощью тяг и толчков в сочетании с шагами.

Следующим этапом обучения болевым контролям является изучение раздела освобождения от захватов за одежду. Методически, разнообразие захватов за одежду, помогает более подробно разобрать вариации болевых контролей. А также дает возможность проработать освобождение от захватов при сопротивлении и нежелании отпускать захват противника. Тактически, применение болевых контролей для освобождения от захватов за одежду, является достаточно прагматичным, осуществимым и не редко встречаемым решением.

Дальнейшее обучение продолжается более сложным броскам подворотом. На этом этапе происходит обучение создания кратковременного инерционого момента и подседа под атакующего противника, за счет чего происходит бросок с минимальным вложением силы.

Следующим этапом обучения, является объединение техник болевых контролей и бросков. Как правило, объединение болевых приемов рычагом локтя с бросками, удобней начинать как защиту от длиных захватов за предплечье. Объединение болевых приемов выкручиваниями запястья и локтя с бросками, удобней делать при освобождении от захватов за одежду.
На этом этапе, уже достаточно хорошо освоенна техника выполнения болевых контролей и бросков с болевыми контролями, опробованны способы выполнения этих техник на сопротивляющемся противнике. Но зачастую, это только добавляет вопросов "все ли работает и нужно ли это практиковать дальше". Идут попытки сократить время выполнения техники, сделать ее более короткой и жесткой, с включением силы и собственного веса.

Для того, чтобы перешагнуть этот барьер, происходит обучение взаимодействию с усилием применяемым противником. Основные виды усилия применяемые партнером сжатие захвата, давление, тяга. Отработка происходит как на длиных захватах за предплечья, так и коротких захватах за одежду. Конечно же это расширяет тактическую базу, но главное, что искусственно создает возможности для наглядной демонстрации и апробирования ранее изученных принципов - ухода с линии атаки, пересечения линии атаки, уход по атаке, использование силы атаки. То есть все то, что можно назвать "слиться с силой" противника. В данном случае атакой, является усилие, прикладываемое партнером. В отличии от предыдущих и последующих этапов, здесь я использую слово партнер, а не противник. Потому, что он своим усилием (сжатие, давление, тяга) специально создает условия для выполнения того или иного варианта техники, с использованием различных принципов, шагов и болевых контролей. То есть, своего рода "живой тренажер". И этот вид тренинга больше является "упражнениями на тренажере", чем отработкой реальной ситуации. И соответственно, здесь важно отработать специальные качества, необходимые для будущего технического роста. Именно здесь, достаточно отчетливо видны круги, выведения, слияния. Этап обучения достаточно сложный и долговременный, а учитывая, что для того, чтобы его начать, нужно достаточно хорошо знать и уметь выполнять болевые примы и броски, то процесс обучения только этому разделу растягивается на годы. И это не считая времени, затрачиваемого на обучение и совершенствование ударной техники.

Следующим этапом, совершенствования техник болевых контролей и бросков, с болевыми контролями, становится применение этих техник против двигающейся конечности противника. В начале это, рука двигающаяся в попытке взять захват, потом ударить, потом ударить каким либо (оружием) предметом. Методически, это намного сложнее, всех предыдущих этапов, так как времени на оценку ситуации, принятия решения и ее реализации, намного меньше, чем в условиях различных захватов. При этом, из-за отсутствия дополнительной точки опоры и контакта, как в случае с захватами, необходимо найболее точно использовать углы болевого воздействия на суставы, управлением центром тяжести с выведение из равновесия, точностью шагов для перемещений. Тактически, это великолепное решение противодействия атакующим действиям противника, когда одним и тем техническим действием можно варьировать степень воздействия на противника от множественного перелома, до броска или перевода. Но, для выхода на этот уровень, кроме многих лет тренировки, необходимо осознание как технических возможностей, так и самих принципов. И именно для осознания и опробирования принципов, необходимо многократно выполнять "упражнения - тренажеры".