среда, 22 июля 2020 г.

Комбатан, вспомнить молодость :)


Добрый день.


На днях, мне прислали видеоролик с Фэйсбука о семинаре Германа Мочалина, который я организовывал в своём зале, в 2005 году. В аннотации к ролику, моё имя не упомянуто. Ну и ладно, в комбатан, я не задержался :) Посмотрел, 15 лет прошло. Приятно вспомнить молодость :) 


https://www.facebook.com/kombataneasterneurope/videos/1193985560955253/?vh=e&extid=sAk8Tv3LSB5DVinW


Но, что то мне не давала покоя дата проведения. Вроде бы не 2005 год. Решил посмотреть ролики с той поры в Ютубе. Вот, оригинальный ролик и как оказывается, это был семинар 2006 года. 


https://youtu.be/2911sKh5PUs


В 2005 году, семинар выглядел вот так


https://youtu.be/0_8xQNXlF5c



И что-то понеслись воспоминания, которые захотелось оформить в статью. 


К середине 90-ых, наверное под влиянием разных статей, у меня сформировалось личное теоретическое представление о формировании «Индивидуальной боевой системы» через обучение разным стилям для ведения боя (драки) на разных дистанциях. 

Расставлю дистанции по приоритетности в драке, а не по расстоянию между противниками. И название стилей о которых я думал тогда, в начале 90-ых.

1 дистанция - дистанция ударов кулаком. Рекомендуемые стили - бокс, элементы каратэ (закалка ударных поверхностей, удары по уязвимым зонам).

2 дистанция - дистанция ударов локтем и коленом. Рекомендуемые стили - муэй тай, винь чунь.

3 дистанция - дистанция борьбы в обхвате, включая борьбу лёжа. Рекомендуемые стили - спортивные виды борьбы, джиу джитцу.

4 дистанция - дистанция ударов ногами. Рекомендуемые стили - тхэквондо, каратэ, кикбоксинг.

5 дистанция - дистанция ударов палкой. Рекомендуемые стили - арнисис, кендо, кобудо.

6 дистанция - дистанция выстрела. 

Естественно, что это были условные выводы, составленные эмпирическим путём. К тому времени, у меня уже был опыт и возможность попробовать себя в нескольких видах. Начальная база в дзюдо, знакомство с каратэ, через его советский аналог - рукопашный бой, изучение и удовлетворение спортивных амбиций в тхэквондо ВТФ, периодические занятия боксом и вольной борьбой. Обучение в физкультурном ВУЗе добавило теоретической подготовки.

Естественно, что невозможно выучить все стили. Значит надо было, выбрать то, что доступно и то, что сможет между собой сочетаться. То, есть своего рода, поиск единого движка, объединяющего разные стили. Но, это нужно для драки, которые хоть иногда и бывали, но всё таки не были основной целью :) Я зарабатывал деньги в охране, несколько раз менял место работы, бывали разные ситуации. То есть, как бы «боевые навыки» нужны, но... Мои амбиции двигали меня в спорт. Со временем, я выполнил норматив «Мастер Спорта Украины», заработал какое-то количество национальных медалей. Аттестовался на чёрный пояс по тхэквондо, 1, 2 дан и дальше. Стал тренером. Там тоже пошёл результат. Но, осталось неудовлетворенным исследовательское желание к боевым искусствам. Хотя, вроде бы как, необходимости готовиться к драке, уже и не было. 

Я несколько раз использовал словосочетание «подготовка к драке», возможно, что кому то это режет глаз. Объясню свою позицию. Я не понимаю слово «самооборона». Это слово, я начал разбирать очень давно. Ещё в 1989-92 годах, когда занимался рукопашным боем, стиль самбоуд - «Самооборона без оружия ударами». Технический арсенал - упрощенное каратэ или, как сейчас говорят «советское каратэ». И само слово «самооборона» вызывало какие-то теоретические предпосылки к тактике боя от «самообороны». Но, даже опыта драк в школе и во дворе, оказалось достаточным, чтобы понять, что работать от «самообороны» не получается, блоки не работают, статические стойки не работают. Бьешь  ты или тебя. Правило «бей первым», намного лучше, чем «самооборона». Если, просто заняться теорией термина «самооборона», то «самооборона» возможно только в том случае, если на меня уже напали. Для того, что «самооборона» была успешной, я должен успеть увидеть и понять атаку, принять решение и реализовать это решение. Для этого, я должен быть в разы лучше, быстрее, сильнее, техничнее, атаковавшего меня противника. Если, мы хотя бы равные, то шансов больше, у того кто первый атакует. «Самооборона» не работает...

Ещё один термин «боевое искусство».  Искусство, ИМХО это достаточно сложный термин, который подразумевает под собой какое-то творчество и создание чего-то красивого, но далеко не всегда понятного для обывателя, в том числе из-за своей излишней сложности, детализации, хрупкости и т.д. и при этом не всегда практичное и прагматичное. На отвлечённом примере - создание картины процесс долгий, не гарантирует такого же полного сходства, как фотография. Но, картина, ценится именно из-за сложности творческого процесса. При этом, если картина удалась, то она будет храниться и передаваться из поколения в поколение веками. Наверное, что-то похожее, происходит и в боевых искусствах. Есть школы, которые пытаются нести старые воинские традиции. Насколько, это нужно, вопрос остаётся открытым. Наверное, настолько же, как нужна живопись в сравнении с фотографией. 

Тем не менее, в 2000 году, у меня был острый исследовательский интерес, уже не к спортивным единоборствам и прикладным стилям, а именно к боевым искусствам. И учитывая, что я занимался корейским тхэквондо, я начал заниматься корейским хапкидо. Сейчас, в 2020 году, это звучит просто и доступно. В то время, в Украине, можно сказать, что хапкидо... вроде бы было... Придётся сделать предисторию. Из журналов 90-ых, я знал, что хапкидо развивается двумя направлениями - жестким и мягким. Мягкое направление, ещё называют Ханкидо. В 1996, 97, 98 годах в Украину приезжал кореец ГМ Сэо Мьюнг Соо с семинарами по тхэквондо, где в третий день семинаров давал ханкидо. Я участвовал в первых двух. Оставим политический и коммерческий вопрос, который при этом присутствовал. Но, тем не менее, эти семинары дали толчок для развития ханкидо хапкидо в Украине. Мне хотелось попробовать себя в жёстких направлениях хапкидо, которых в Украине не было. Самому узнать и попробовать, что это такое. И так ли это круто, как об этом писали в журналах. В это время уже был интернет. Не такой, как сейчас, но тем не менее, уже можно было общаться и искать единомышленников. На тот момент, в информационном доступе были известны два направления жёстких стилей хапкидо, в России ученики ГМ Ким Чиль Йон (Хапкидо КХФ), в Латвии Герман Мочалин (Синму Хапкидо). 

Я начал заниматься у Германа Мочалина. 7 лет. Ездил, приглашал, организовывал, рекламировал, тренировался, аттестовался. 

Сейчас, по прошествию многих лет, можно сказать, что у нас с Германом совпало много интересов, мы были больше товарищами-коллегами, чем учитель-ученик в понимании Боевых Искусств. Хотя Герман был старше и у него больше опыта. 

Герман строил новую организацию - ВЕХА - Восточно Европейскую Ассоциацию Хапкидо. Я строил новую организацию - Днепропетровскую областную федерацию тхэквондо ВТФ. Хоть, это и звучит странно, ведь тхэквондо в Днепропетровске с 1989 года. В 1998 году, погиб мой тренер по тхэквондо, основатель и президент Федерации Тхэквондо ВТФ Украины Игорь Леонидович Петренко. И у нас возник организационный вакуум, который пришлось заново заполнять. В начале 2000–ых ещё не было такого массового развития детско-юношеского спорта в тхэквондо ВТФ, не было такого большого количества соревнований и семинаров по ММА и подобным смешанным стилям, как сейчас. Поэтому семинары по хапкидо (которое по своей сути является смешанным традиционным боевым искусством) которые, я начал организовывать в Украине стали пользоваться успехом у молодых тренеров, моих товарищей, бывших спортсменов тхэквондо ВТФ. В Хапкидо, есть техники для работы на всех видах дистанции, описанные мной выше. Удары руками, ногами, локтями, коленями, болевые контроли, броски, действия сидя и лёжа, и даже работа с оружием. Обучение, строится по принципу от рукопашную к оружию. А если ещё точнее, то даже не от рукопашки, а от заломов, бросков, через рукопашку к оружию - палка, шест, клюка, верёвка. При этом, оружие изучается по остаточному принципу, оно вроде бы и есть, но уровень владения им не высок. Хотя, фактически, в то время в ВЕХА (не знаю, как сейчас), мало обращали внимания  на ударку. Учитывая, что большинство «новых студентов хапкидо» на тот момент, уже обладали хорошей базой ударников, то специализация на «заломах и борьбе» многих устраивала. Примерно в 2003-04 годах, в организации Германа Мочалина появился комбатан, филиппинский стиль, специализирующийся на холодном оружии - палка, нож, мачете. И методика обучения, строилась наоборот, от оружия к рукопашке или в ряде случаев к борьбе. На протяжении нескольких лет, я организовывал семинары в Украине и по этому направлению, как это видно из видеороликов в начале статьи. 15 лет пролетели достаточно быстро, некоторые моменты смотрятся, как вчера :) 

Лично мне, комбатан «не зашёл». Причины? 

Наверное, первая причина - движок. Ранее, я уже упоминал о том, какой видел свою «индивидуальную боевую систему». И о проблеме, как связать все эти стили в единую двигательную базу, то есть найти единый движок. Для меня это был «челнок». На видеороликах о комбатан 2005-06 годов, видна манера перемещения, постоянная смена стойки, под каждый удар. Мне это не удобно и не комфортно. Больше нравится «челнок». В нем привычнее двигаться, для ударов руками (более короткая и фронтальная стойка), для ударов ногами (более длинная и боковая стойка). 

Вторая причина - дистанция. ИМХО палка, это дистанция, ещё более длинная, чем дистанция ударов ногами, хотя конечно же в бою может случиться всякое. Значит и упражнения, техника, тактика оружейного боя должна быть направлена на разрыв дистанции, а не на её сокращение, как это делалось на тот момент в комбатан. Как сейчас, я не знаю. 

Третья причина - генерация усилия в ударе. Мне больше нравятся быстрые, хлесткие удары по принципу «хлыст». С включением, жёстких акцентированных ударов по принципу «топор». В Комбатан, того времени всё делалось на акцентированный удар, по принципу «прорез». При этом генерация усилия в ударе, происходит за счёт силы руки, не используя передачу усилия через бёдра от ног.

Четвёртая причина. Выше, среди признаков «искусства», я называл «детализацию». В комбатан того времени, не хватало деталей. А точнее, сказать, было излишне большое количество деталей, которые у меня, как ударника, вызывали недовольство. Более яркие вещи я описал выше, но не нравилось ещё и это - размахивание свободной рукой, излишний наклон туловища и головы вперёд во время удара, чрезвычайная длина шага по соотношению к дистанции удара и др. 


Со временем, стало не хватать и деталей в «заломах с борьбой» от Мочалина. Я начал ездить на семинары Синму хапкидо в Финляндию, Бельгию, Испанию. Не помогло. Наши пути разошлись. Я продолжил свои исследования и обучение уже в других школах. К сожалению, сейчас не практикую филлипинские стили, хотя, в общей сложности с той или иной частотой, занимался ими более 10 лет. Начальный толчок, интереса к ним дал комбатан и те самые семинары, часть из которых на видео выше :) 

Комментариев нет:

Отправить комментарий