суббота, 14 октября 2017 г.

Как я начинал тренироваться

Попробую рассказать, как я начал тренироваться в тхэквондо ВТФ. 

В школьные годы, я жил в г. Светловодск, Кировоградской области, Украина. 

Знакомство с единоборствами у меня началось в 1988 году, когда один из одноклассников Дима Борисов пришел и рассказал, что записался в секцию дзюдо. До этого были попытки записаться в секцию бокса, куда ходили несколько ребят со двора, но родители были против.  И так, зимой 1988, несколько человек с класса, пошли "записаться на дзюдо". Сейчас, достаточно сложно вспомнить, что именно мы тогда учили и как проходили тренировки. Это было полуподвальное помещение, с отдельными комнатами для тренажеров, штанг с гирями и борцовского ковра. 

На первые тренировки, можно было взять старый школьный пиджак, потом уже надо было где-то приобретать кимоно, которое было большой редкостью. Мое первое кимоно, было куплено у маминой сотрудницы, сын которой раньше ходил на тренировки по дзюдо. Кимоно было самодельным, регулярно рвалось. Моя мама регулярно ездила в командировки в Москву и через какое-то время купила мне настоящее кимоно, а папа через спорткомитет завода получил для меня борцовки-самбетки. Как и у многих в таких залах, нас учили дзюдо и самбо вместе. Один раз я успел выступить на местных соревнованиях. Периодически участвовал в днях борьбы. Но, особых успехов не имел. Зато сумел применить новые навыки в школе в пацанячих разборках. Мне удалось сделать заднюю подножку однокласснику, который до этого достаточно часто меня цеплял. Его падение на пол дало мне "чистую победу", которую пришлось закрепить уже на следующей перемене, выполнив бросок через бедро на лестничной клетке. Что очень сильно подняло меня в школьной иерархии :)

Через год, завуч школы собрала ребят-учеников 6-7 классов и рассказала, что в нашей школе воины-афганцы открывают секцию где будут учить разным приемам. Процедура записи в секцию была достаточно сложной. Необходимо было письменное заявление родителей, заверенное классным руководителем, завучем и директором школы. После этого собеседование в городском комитете комсомола и вот она в феврале 1989 года первая тренировка! Выяснилось, что мы будем изучать рукопашный бой Самбоуд под руководством Смотрова Александра Григорьевича, при клубе воинов-интернационалистов "Перевал". Форма одежды - кимоно. Учить мы будем каратэ, но так говорить нельзя, поэтому надо запомнить, что мы "курсанты группы общей физической подготовки с элементами рукопашного боя - самооборона без оружия ударами". Также надо сделать переносную макивару, пошить щитки на руки и ноги, купить бандаж с пластиковой ракушкой. 

Мы учили стойки, перемещения блоки и удары руками и ногами. Одношаговые и трехшаговые спарринги. Самооборона от оружия. Набивки друг друга и удары по макиварам. Пробовали спарринговать. Летом, ездили на стрельбище, стреляли из автоматов, зимой в тире, стреляли из мелкашек, учились водить БТР и грузовики, прыгали с парашютом. Приблизительно в это же время в видеосалонах начали показывать боевики про Шаолинь, Брюс Ли, Джеки Чана, Жан Клод Вандама и др. Где-то у кого-то появлялись какие-то фотографии и перепечатки с изображением фигурок и названиями, которые мы переписывали, перерисовывали и учили. Я переписал и перерисовал книгу "100 уроков самбо". В газете "Комсомольское знамя" публиковали рисунки комплексов ушу, которые мы выучили. В журналах "ФиС" и "Спортивная жизнь России" публиковали разные статьи о восточных единоборствах и комплексы приемов тхэквондо, которые тоже выучили. По ТВ, один раз в неделю показывали передачу "Вокруг света", в котором показывали фрагменты фильма "Боевые Искусства Шаолиня" и отдельные приемы некоторых единоборств. Все это, мы пробовали повторять. Сначала я тренировался три раза в неделю Самбоуд и три раза в неделю Дзюдо. Потом, меня поставили перед выбором - выбери одно. Я выбрал рукопашный бой Самбоуд. Приблизительно в это же время, меня выбрали старостой группы рукопашного боя. И начал тренироваться пять тренировок в неделю в спортзале. По утрам вставал в шесть утра и делал расстяжку. На выходных, бегал вдоль Днепра до Кременчугской ГЭС и обратно. Там же сформировалась группа ровесников, которые приходили "на турники", а заодно поспарингнвать. Правила, каждый раз "как договоримся". В то время, иногда по ТВ начали показывать соревнования - Кекусин каратэ, тхэквондо ВТФ, кикбоксинг. Что то пробовали и мы. Также, наша группа клуба "Перевал" ездила на спарринги и соревнования в Александрию, Черкассы, Знаменку и даже на Всеукраинский слет-соревнование военно-патриотических клубов в Винницу. К тому времени, я был лидером команды и когда надо было спарринговать то в первую очередь выставляли меня. Причем, соревнования проходили по интересным формулам. Например, как многоборье, где надо было и подтягиваться, гири толкать, бегать полосу препятствий, кроссы, стрелять, играть в "войну" с захватом или охраной штаба и всегда был рукопашный бой. Но, правила периодически менялись. Кроме, кимоно, у нас были пятнистые комбинизоны и тельняшки, все соревнования сопровождались рассказами воинов-афганцев. В целом было интересно. Поэтому большую часть времени я проводил в спортзале. И конда родители предложили мне поступать в институт физкультуры, то я с радостью согласился, потому что мой тренер, Смотров Александр Григорьевич, был для меня примером для подражания и возможность в будущем стать тренером мне нравилась. 

На осенних каникулах 1991 года, меня отправили в Днепропетровск, в гости к дяде, который работпл с облспорткомитете, чтобы он повел меня на "день открытых дверей" в инфиз. Приехали в первый корпус на Набережной. Походили по аудиториям. Зашли на кафедру борьбы. Дядя завел меня к заведующему кафедрой Махинько Николаю Павловичу, тот спросил чем я хочу заниматься? Я сказал, что каратэ или тхэквондо, потому что там ногами классно машут. 

Вечером, дядя повез меня в СШ 75, на проспекте Кирова. Бери с собой кимоно, переодевайся и тренируйся. В зале, команда в добоках (которых я раньше не видел), с разными поясами. И даже с черными!!! Побегали, попрыгали, помахали ногами, начали бить по лапам (которых я раньше и не видел). Потом пришел дядя и забрал меня домой. Вышли на улицу и он сказал: "Поздравь,  меня только что выбрали генеральным секретарем Федерации тхэквондо Украины". Естественно, что этот эпизод, я забыл и вспомнил о нем, много лет спустя, когда снимал документальный фильм памяти моего тренера по тхэквондо Петренко Игоря Леонидовича. Оказывается, тогда прошла "учредительная конференция Федерации тхэквондо ВТФ Украины", три человека в учительской комнате спортзала приняли решение ее создать :)

В 1992 году, я закончил школу и поступил учиться в Днепропетровский инфиз. Это был первый набор по специализации "тхэквондо ВТФ", наверное не только в Украине, но и в странах бывшего СССР. 

Учеба в институте состояла из посещения разных лекций и такого интересного предмета как ТМС (теория и методика спорта). Первые два курса он проводился 4 раза в неделю. Группа, 40 человек (вольная, греко-римская борьба, дзюдо, тхэквондо) приходили на кафедру борьбы (раздевалка, два борцовских ковра, тренажеры, штанги и две маленькие комнаты для преподавателей и тренеров). Хотя, предмет и назывался "теория..." по факту, это была обычная борцовская тренировка, минут 30-40 мощной разминки - бег, акробатика, ходьба в приседе, переносы партнеров, мостики и т.д. А потом по настроению преподавателя - качаться, бороться, играть в футбол или регби и т.д. 

Вечером, тренировки по тхэквондо под руководством Петренко Игоря Леонидовича в совершенно другом зале, в Радиоприборостроительном техникуме. От общежития инфиза, туда добираться приходилось не менее часа, а зимой и все полтора. Сначала, автобусом, в который очень сложно было влезть (другого слова не подберёшь) до Речпорта (больше 10 км), потом на трамвае до Шмида, а там еще пешком и уже в зале :) На первом курсе, мне, приехавшему из маленького города,  это давалось сложно. Долго ехать на тренировку и назад. Готовить еду в общежитии. Я был первый иногородний "тхэквондист" в общаге и первый "инфизовец не тхэквондист" в спортзале тхэквондо :) Поэтому приходилось "проходить прописку" и в спортзале,  и в общаге. 

Тренировки по тхэквондо у нас занимали по два часа. Разминка бег, махи, удары ногами по воздуху и лапам. Наработки в парах. В конце спарринги и физуха (в основном, какие-то то варианты прыжков). Тренировались на деревянном полу, поэтому как правило в обуви. Спарринги были без жилетов, но со щитками. Поэтому удары обутой ногой почти на каждой тренировке кого-то "укладывали" в нокаут или ногдаун. Сама атмосфера в зале, была достаточно интересной. С одной стороны, были разговоры о спорте, соревнованиях. Были ребята, которые участвовали в матчевой встрече СССР-Испания в Симферополе и Москве. Были участники Кубка СССР, который в 1991 году проходил в Днепропетровске. Но, при этом было много обсуждений, как применять тхэквондо на улице и кто это уже делал :) Иы участвовали в соревнованиях. Лучшие спортсмены, начали выезжать на Чемпионаты Мира и Европы. Ежегодно, к нам приезжали корейцы, проводили семинары и экзамены. 

При, этом достаточно большая часть группы работала в службе безопасности "Инко Банка", которую возглавлял наш тренер Игорь Леонидович Петренко. В том, числе среди охранников банка был и я. У нас, были дополнительные тренировки два раза в неделю, где учили разные приемы самообороны, использование резиновой дубинки, наручников и т.д. Иногда, стреляли в тире из ПМ.  В 1994 году Петренко дал мне зал и я начал тренировать по тхэквондо. В 1995 году сдал экзамен на черный пояс, 1 дан. После, окончания инфиза в 1996 году, несколько раз менял работу в охранах, всегда это были коллективы, где было много спортсменов, мы тренировались, качались, спарринговали. Время было сложное, хватало разного опыта, несколько раз пришлось побывать в травмпунктах. Я продолжал тренировать по тхэквондо и перестал выступать на соревнованиях по тхэквондо. В 1996 году Петренко открыл официальное отделение тхэквондо ВТФ в ОДЮСШ. Это было первое отделение тхэквондо в спортшколе в Украине. В 1998 году наш тренер Игорь Петренко погиб. Я вернулся к участию в соревнованиях. В 1999 году я выполнил норматив "Мастер спорта Украины ", 1 место Кубок Украины 1998 года, -84 кг. Мои ученики тоже стали что-то выигрывать. Учитывая достижения отделения тхэквондо ВТФ ДЮСШ сначала сделали специализированное отделение , а потом сделали Специализированную спортшколу олимпийского резерва. На тот момент, это тоже было впервые в Украине. В 2001 году, меня выбрали тренером сборной Днепропетровской области. В 2003 году- президентом Днепропетровской областной федерации. В 2003 году впервые дебютировал в качестве старшего тренера сборной Украины среди студентов. Работал с разными возрастами на Чемпионатах Европы и Мира. Сейчас, старший тренер сборной Украины среди глухих. 

Работаю старшим тренером ГСДЮСШОР г.Днепр. За время работы в спортшколе подготовил 33 мастера спорта, 1 Мастера спорта международного класса. У меня 5 дан тхэквондо. 


С 2000 года практикую хапкидо. 5 дан.


Пробовал себя в филиппинских боевых искусствах. Коричневый пояс модерн арнис. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий