пятница, 30 ноября 2012 г.

Технико-тактическое мастерство в системе многолетней тренировки.

Разговор в одном из форумов натолкнул меня на открытые размышления. В принципе, в нашем зале это озвучивается достаточно часто, но оказывается, что далеко не все слышат и видят даже простые объяснения. Поэтому напишу в блоге, чтобы периодически заставлять перечитывать теорию. 



Структура технико-тактического мастерства в спортивных единоборствах.

1. Техника
       Стойка(и)
       Перемещения
       Защитные действия
       Атакующие действия

2. Тактические действия
        Атаки
        Контратаки
        Повторные атаки и контратаки (включая сдвоенные, строенные и т.д.)
        Встречные действия (атаки и активные защиты)

3. Условия для финтов, как осознанных изменений техники и тактики
        Смена дистанции
        Смена уровней атак, контратак и встречных действий
        Смена скоростных и силовых качеств

4. Условия для прогнозируемых действий соперника.
        Повторное выполнение одинаковых действий 
        Осознанное выполнение технических ошибок
        Ложные открытия

5. Изучение основных манер боя.
         Осознанное изменение манер боя в поединке
         Навязывание необходимой манеры
       

Достаточно простой перечень. Легко читаемый и запоминаемый. В тоже время за 18 лет тренерской работы в спортивном тхэквондо, мне удалось научить активно и осознанно пользоваться  полным набором технико-тактического мастерства человек 30-40. Обучать этому, научил 4 человек. Но, кроме технико-тактического мастерства, тренер обязан также развернуто понимать структуру физической, психологической подготовок и этапы многолетнего планирования, организации тренировочного, воспитательного, соревновательного процессов. Реализация совокупности этих качеств и является Тренерским Мастерством или Тренерской Школой. 

Здесь же хочу отметить изменения, которые происходили в моем понимании перечисленных качеств и становлении моей Тренерской Школы.

Я начал тренироваться в 1988 году,в возрасте 13 лет, сначало дзюдо, через год рукопашный бой+дзюдо, еще через полгода только рукопашный бой, но шесть раз в неделю по 1,5-2 часа плюс утреняя зарядка или бег. Переиодичность выступлений на соревнованиях 1 раз в год и 2-3 раза в год показательные выступления. С 1992 по 2000 год активая соревновательная деятельность в тхэквондо ВТФ. Это ежедневно по 2 интенсивны тренировки в день и 5-6 соревнований в году. В предсоревновательный период по 3 тренировки в день.  То есть к 25 годам, тренировочный стаж 12 лет; участие  приблизительно в 40 турнирах - городского, областного и национального уровня; звание Мастер Спорта; 2 дан; судья 1 категории; 6 лет тренерского стажа; 1 тренерская категория.  Можно сказать, что это средняя статистика для спортсмена-тхэквондиста 90-ых годов. У некоторых из нас был опыт международных стартов, но небольшой. 

Для спортсменов-тхэквондистов 00-ых годов средняя статистика начала меняться. Как правило они начинали заниматься в возрасте 8-10 лет. Почти сразу же начинали выступать в каких-то маленьких, клубных турнирах. В 18-20 лет опыта больше, чем у меня было в 25 лет. А к 25 годам (если раньше не бросили) имели опыт участия где-то под сотню турниров, практически все имеют опыт международных соревнований. Многие, имеют звания МСМК.

Сейчас, статистика еще больше меняется. Тренироваться начинают в 5-7 лет. Многие, к 15-16 годам имеют опыт в сотню турниров, из них с десяток и более международных. Хотя, они в этом возрасте еще не имеют должного (для тех 25 летних взрослых из 90-ых, 00-ых) уровня физической и технико-тактической подготовки, но они в разы опытней на психологическом уровне. Но, в тоже время, остаются подростками со своейственными этому возрасту психологическими особенностями - душевная раннимость, перепады настроения, ранимость и т.д. Очень важно мягко пройти этот этап. Многие уже в этом возрасте становятся Мастерами Спорта имеют 1-2 даны. Некоторые выполняют звания МСМК.  И с 17-18 лет с технически, физически, психологически готовым спортсменом продолжается УЖЕ осознаная тактическая подготовка (то есть пункты 2 и 3 из "Структуры технико-тактического мастерства"), которая продолжается не один год. Этот этап называется  совершенствованием (не побось сказать огранке и шлифованию) Личного Технико-Тактического Мастерства. И в 25 лет, это в разы более грамотные и опытные спортсмены, чем были мы в 90-ых. 

Когда, я был молодым тренером, один очень уважаемый мной человек  И.А. Панченко (Заслуженный работник ФК и С, начальник облспортуправления) сказал фразу, которая мне очень въелась в мозг. И я не мог её понять. Он сказал: "Когда виду спорта у нас будет 20 лет, тогда будут тренера, которые сами выступали много лет, тогда и будет Система Подготовки." Потом, мы о чем то там говорили с его сыном, тоже молодым тренером, что система подготовки есть, что мы не зря закончили инфиз, планируем, рассписываем,контролируем, составляем фармкарты и т.д. Но, когда мы или наши спортсмены выходили на международные старты, то чувствовали себя котятами. Хотя, внешне всё тоже самое - удары, силы, скорость. 

Сейчас, я понимаю, что в 90-ых, 00-ых мы и наши ученики на международных стартах выходили на таких спортсменов, как у нас сейчас - опыт в сотню турниров и т.д. В других странах, люди стартовали раньше и имели Систему Подготовки, такую как у нас сейчас. А это, около 500-600 тренеров тхэквондо в Украине, которые варятся в многоуровневом конкурентном  соревновательном котле, начиная от клубных и заканчивая национальными турнирами. В отличии от 90-ых, сейчас даже во внутрених соревнованиях может участвовать две-три сотни, хоть и юных, но уже спортсменов. Сейчас, созданы десятки секций, где соблюдается преемственность воспитания и передачи спортсменов от новичков к членам сборных команд областей. Десятки клубов регулярно выступают в международных турнирах. Из-за этого во многом сравнялись отличия в уровне подготовки между многими регионами и тренерами. Хотя и есть определенное уважение к лидирующим тренерам, но это совсем не отменяет, а зачастую ожесточает внутренюю конкуренцию за попадание в состав сборной команды страны. Сборные команды страны, в свою очередь имеют свои планы подготовки.
И я, как тренер, уже сейчас набирая 5 летних детей, объясняю родителям перспективы и начинаю закладывать маленькие основы для МНОГОЛЕТНЕГО тренировочного процесса, расчитанного на 20 лет. При этом расчёт идет не "от Балды", а на личном соревновательном и тренерском опыте. И таких тренеров в Украине достаточно много. Совокупность их работы, является той Системой Подготовки, о которой я не понял 15 лет назад. И которая сейчас начинает давать более-менее неплохие результаты на Европейском уровне, где мы конкурируем с Системами Подготовки других стран в котором участвует около 40 национальных федераций, каждая из которых работает не менее 20 лет. 20 лет, это цифра для постсоветских национальных федераций, у остальных стран по 30-40 лет.  Но, нашей Тренерской Школы пока мало, чтобы успешно конкурировать на Мировом уровне, где работает около 180 национальных федераций. Периодически, успехи бывают, но на юниорском уровне, где Тренерские Школы еще не так видны. И к этому добавляется экономическая отсталость нашей страны от многих стран Европы и Мира.