Последнее время, я всё чаще слышу определение «коммерческий стиль» по отношению к различным стилям боевого искусства. В качестве аргументов приводятся стоимость занятий, аттестаций и соотношение потраченных финансов, времени и усилий к полученному результату. Как правило, слово «коммерческий стиль» носит негативный оттенок, как показатель неработоспособности стиля или просто «лохотрона». При этом люди, позволяющие себе такие фразы, сами платят или собирают деньги за тренировки, осознают, что их стиль не даёт гарантии на стопроцентный успех в ситуациях реального применения. Почему же так происходит, каковы причины такого определения, плохо это или хорошо?
Моё мнение, что сам по себе стиль не может быть коммерческим. Стойки, удары, защиты, броски, болевые и удушающие техники сами по себе не являются ни хорошими, ни плохими. Они не могут быть коммерческими или некоммерческими. Успешность и реализация стиля зависит в первую очередь от самого человека. С этим утверждением согласны все. Так же, большинство соглашается с тем, что тренеру необходимо оплачивать его время. При этом понимая и соглашаясь с тем, что качество конечного продукта может оказаться разным для разных людей. При этом записывая одних в «коммерсанты», а других в «мастера». Почему же так происходит?
Для многих тренеров преподавание боевых искусств и организация соревнований, семинаров, аттестаций, показательных выступлений является основной профессией и источником дохода. Именно эта деятельность может быть коммерческом проектом. И здесь будут действовать правила, присущие всем видам бизнеса. Где кроме финансового дохода и внешнего показателя успешности (количество учеников, филиалов, чемпионов, обладателей званий и степеней) существует понятие «деловая репутация». То есть положительное соотношение заявленного качества, цены, позиционирования стиля и конечного результата. И для деловой репутации тренера, важно понимание и разделение определения «успешный коммерческий проект преподавания боевых искусств» от пренебрежительного «коммерческий стиль».
Естественно, что в связи с позиционированием стилей идёт разделение на спортивные единоборства и прикладные стили. Построить успешный бизнес-проект для спортивного стиля гораздо проще, чем в прикладном стиле. Так как проще получить видимый результат (победа, грамота, медаль и т.д.). Соответственно уровень финансового доверия к этим школам выше. Платишь и приблизительно знаешь, что тебя ждёт.
Оценить конечный результат в прикладных стилях, гораздо сложнее. Естественно, что регулярно тренируясь, человек, начинает лучше себя чувствовать, у него лучше получаются те или иные движения. Но, особенно в первое время, человек не может оценить, нужно ли то, чему его учат, сработает ли это в реальных условиях конфликта. Если же обучение обильно сдобрено сказками о крутости, боевитости и эксклюзивности, то время реальной оценки может оттянуться на годы, а возможно не наступит никогда. Вплоть до перехода в тренерский состав и обучения новых рекрутов, веря и не сомневаясь в достоинствах своего стиля.
В моём варианте, преподавательская и организационная деятельность, является всего лишь частью общей практики боевых искусств. Преподавательская деятельность направленна на передачу знаний, с большим вниманием именно к качеству преподавания, а не общей сумме дохода, полученного в результате этой деятельности. Организационная деятельность направленна на популяризацию моих стилей, привлечения к ним внимания, увеличения количества занимающихся, которым будут преподавать качественные знания. Это позволяет мне достойно жить, обеспечивать семью, участвовать в семинарах за границей, организовывать семинары в Украине, иногда спонсировать учеников и соревнования. Но главное, я могу и ежедневно это делаю, я тренируюсь.
Я дорожу своей тренерской репутацией. Её очень просто проверить в Тхэквондо ВТФ. Олимпийский вид спорта, с чётким спортивным позиционированием, всегда проводятся соревнования, есть возможность посмотреть и сравнить. С практикой Хапкидо или Арнис, всё гораздо сложней. Легальных вариантов апробирования прикладных аспектов этих стилей нет. Соревнования, которые мы начали проводить по Стикфайтингу , при своей жёсткости, всё равно остаются условными. Пока, я вижу только один вариант, сохранения равновесия мыслей занимающихся. Я обрываю восторженность техниками стиля, создаю определенные сомнения, как в самих техниках, так и в рекламных лозунгах стиля, заставляю анализировать чужие высказывания, делать свои выводы о необходимости практики именно этого стиля. При этом предъявляя достаточно жёсткие требования к правильности техник, физической нагрузке и следования канонам стилей.
Коммерческий стиль это когда тренер обещает неуязвимость, смертельные приемы, гарантии победы над любым противником, все это в короткий срок и за большие деньги. Еще коммерческими бывают тренера-мастера-сенсеи, которые обладая весьма поверхностными знаниями, преподносят себя как крутых бойцов, пиарят себя где ни попадя и тоже берут большие деньги. В конце восьмидесятых я как-то попал на занятие в секции ушу - красивый и большой зал, много народу, а тренер при этом учил по вырезкам из журнала Техника Молодежи, была там такая Школа мастера Чой - он эти вырезки перед собой положил и преподавал. Или в Москве несколько лет назад в одной секции каратэ "коммерческой направленности" занятия стоили в два раза больше, чем в зале федерации этого стиля, при том, что в зале у коммерсов было только 2 занятия в неделю, а в федерации 3. Сейчас без денег никуда... Но надо просто иметь чувство меры.
ОтветитьУдалитьСейчас нет коммерческих стилей. Уровень интереса к будо у широких масс минимальный. Так что всерьез говорить о преподавании любого вида будо, как о коммерческой теме, нельзя. Но есть и положительные стороны. Спокойнее заниматься, дурни в зале - редкие гости.
ОтветитьУдалить