среда, 4 апреля 2018 г.

Кокки&Тондиги

Объясню, что значит моё выражение: «В Кокки нет Тондиги, в Тондиги могут быть Кокки».

На показательных выступлениях, экзаменах, а сейчас и на соревнованиях по Хапкидо, мы часто видим, как один человек выполняет атаку (захват или удар) другого человека. Второй человек выполняет ряд последовательных действий, приводящих в красивому и амплитудному полету атакующего. Наверное, эту совокупность действий, можно назвать броском? 

Из спортивных видов борьбы, известно, что «бросок, это техническое действие в стойке, приведшее к падению противника с отрывом двух ног». Кроме бросков, в спортивной борьбе, в стойке используются такие технические действия, как переводы, сбивы, сваливания, сбивания, которые также приводят к падениям противника, но характеризуются меньшими амплитудами. 

В Хапкидо,  разделение «борцовских» техник в стойке делится на Кокки (болевые захваты), Тондиги (броски). 

Позволю себе, потеоритизировать на данную тему. 
Кокки- болевой захват, болевой приём, болевой контроль. Осуществляется за счёт последовательности действий, приводящих сустав(ы) противника в неестественное положение, с целью нанесения травмы сустава(ов). Одним из способов защиты от болевого воздействия, является уход падением (прыжком) Накпоб. 
Для отработки болевого воздействия можно использовать несколько вариантов:
  • средняя скорость с максимальной неестественной фиксацией сустава и медленным доведением до критической точки отказа;
  • высокая скорость воздействия на сустав, с вынужденным, преждевременным выпрыгиванием противника.
Учитывая большую внешнюю привлекательность, второй способ тренировки приобрел большую популярность. Вплоть до того, что стал «визитной карточкой» стиля. Фактически «игра в поддавки» у некоторых стала занимать большую часть тренировок. И происходит замена понятий, при отработке техник Кокки, преобладает желание «бросить», вместо того, чтобы «сломать». 
Для того, чтобы не сильно увлекаться «бросками» вместо «болевых захватов» я достаточно часто говорю: «В Кокки нет Тондиги». 

Тондиги - броски. Технические действия, направленные на выведение противника из равновесия, лишения опоры, за счёт создания препятствия какой-либо частью своего тела, и вынужденного амплитудного падения. Для выведения из равновесия, могут использоваться толчки, рывки или болевые воздействия на суставы. Соответсвенно, как продолжение моего высказывания: «В Кокки нет Тондиги, в Тондиги может быть Кокки». 
В случае, выполнения броска через болевое воздействие на сустав, начало  одинаковое с Кокки. Если, Кокки, является самостоятельным приемом, то возникает вопрос: «А зачем, собственно, подключать какое-то дополнительное воздействие, чтобы кого-то куда-то бросить, а не травмировать?» По моему мнению, дополнительное воздействие (подбив тазом, включение спины, выбивание ногой) приходится делать в том случае, когда на начальное действие болевого воздействия Кокки, противником производится опережающее контрдействие, например просто противник уперся, подсел, потянул в другую сторону. То, есть именно в такой последовательности:
атака ударом (захватом) - выполнение болевого контроля - препятствие выполнению болевого приёма - устранение препятствия, за счёт дополнительного воздействия и сам бросок. При такой последовательности, возникает так называемая «точка борьбы, сопротивления», которая критикуется сторонниками полного соответствия таким теориям как «Ю-Вон-Хва», «непрерывный круг-поток воды-гармония», Ки и т.д. И опять же возвращаясь к показательным выступлениям, экзаменам и соревнованиям. На этих мероприятиях, стараются приводить технику к максимальной идеализации - амплитудные полеты, непрерывность выполнения, наличие кругового движения, снижение силового воздействия и т.д. Соответственно, когда мы видим технику бросков в исполнении ведущих мастеров, то мы видим именно такую красоту. И именно, такая красота, становится идеалом, к которому многие хапкидоки стремятся. Соответственно, никакого сопротивления нет, различие между воздействием на сустав и  дополнительным воздействием сливается в единое действие.   Вплоть до того, что в исполнении некоторых мастеров и их партнеров, действие, которое по идее называлось Тондиги, превращается в красивый полет без объяснимых причин. Разве, что приходится вспоминать об инерции или болевом воздействии.  ИМХО, это не очень хороший побочный эффект, как расплата за стремление к идеальной технике. И другая сторона «побочных эффектов в погоне за идеалом», это то, что на многие броски клеится ярлык «силовой» и «это не Хапкидо». 


Комментариев нет:

Отправить комментарий